Вы здесь

Биомеханическая целесообразность высокого размаха движений

Можно выделить следующие главные задачи спортивной практики, успешное решение которых возможно лишь при условии достижения высокого размаха активных и пассивных движений.

1.    Регуляция рабочей позы или характерных для данного вида спорта статических положений тела. В качестве примера можно привести функцию голеностопного сустава (большой размах пассивного разгибания стопы) при посадке конькобежца, в стойке горнолыжника и прыгуна с трамплина, в крайнем нижнем положении тела при рывке и толчке штанги способом «разножка». Дефицит этого движения исключает саму возможность рационального выполнения упражнения в целом.

Для горнолыжного спорта и фигурного катания на коньках важно наличие таких необычных и редких движений, как отведение и приведение, наружная и внутренняя ротация голени в коленном суставе.

Недостаточное разгибание ноги в тазобедренном суставе обычно приводит к чрезмерному наклону туловища вперед и лишает спортсмена надежды на успех при рывке штанги способом «ножницы». Плохая «выворотность» самого сустава не дает возможности овладеть целой серией важнейших элементов художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания на коньках.

Ограничение разгибания кисти гимнаста влучезапястном суставе исключает выполнение стойки на кистях в вольных упражнениях, ухудшает опору на гимнастическом коне (в махах и при прыжке). Низкий уровень пронации кисти и предплечья в локтевом суставе существенно снижает точность бросков мяча в баскетбольную корзину. Затруднения в сгибании руки в плечевом суставе не позволяют атлету зафиксировать штангу при рывке способом «разножка»; усложняют гимнасту и прыгуну в воду выполнение стойки на кистях без прогибания позвоночника (особенно стойки силой согнувшись с прямыми руками) и т.д.

2.    Обеспечение выразительности движений. Эта задача выступает на первый план во всех видах спорта, связанных с визуальной оценкой (художественная и спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках). Эстетический эффект создается выполнением обычного элемента с необычно высоким размахом (гигантский «шаг» балерины Надежды Павловой; активное (!) на 180° сгибание выпрямленной ноги у современных художественных гимнасток — например, у чемпионки мира Алины Кабаевой).

Большое впечатление производят редкостные элементы, связанные с выполнением необычных движений, не свойственных в норме человеческому телу. Например, ротация согнутого или разогнутого позвоночника («лунное сальто» гимнаста М. Цукахары), одновременное приведение бедер и разгибание одного из них (у гимнасток на бревне и в вольных упражнениях), отведение согнутых и супинированных голеней с одновременным наклоном туловища назад (разновидность «кораблика» у фигуристов).

3.    Достижение максимума скорости конечного звена кинематической цепи. При некоторых движениях незамкнутых кинематических цепей (рука метателя копья, волейболиста, теннисиста, игрока в бадминтон, нога футболиста) эффект движения в значительной мере обусловлен скоростью конечного звена цепи. В этом случае высокая подвижность отдельных звеньев обеспечивает последовательное сложение их скоростей в большом угловом диапазоне. Создаются оптимальные условия для выполнения «хлестообразных» движений, наиболее соответствующих законам науки о метании — баллистики. При этом спортсмен получает возможность более продолжительно разгонять каждое звено. Угловое и линейное ускорение осуществляется на большем пути, что в конечном итоге увеличивает результирующую скорость движения каждого звена. При этом моменты сил существенно не меняются; диапазон же активного укорочения мышцы после ее предварительного растяжения в фазе замаха увеличивается. Эффект нарастания скорости сохраняется и в том случае, если кинематическая цепь движется единым рычагом. Например, у метателя диска, где вся рука работает как единый рычаг, скорость движения кисти в момент выпуска снаряда может быть увеличена за счет дополнительного (кстати, также не встречающегося в обычной жизни) разгибания отведенного плеча в положении замаха (рис. 5). Собственно, с этой же целью — увеличить путь разгона — современные дискоболы метают снаряд фактически не с одним, а с полутора поворотами. Рациональное использование резервных возможностей сочленений создает благоприятные условия для плавного, нарастающего разгона и «обгона» снаряда, «рывка» в фазе финального усилия. Эффект увеличивается благодаря согласованной работе нижних конечностей, свободной верхней конечности и туловища.



Предельное разгибание отведенной руки у дискобола перед началом вращения

4.    Повышение эффективности маховых движений. Биомеханическое обоснование высокой результативности маховых движений идентично предыдущей задаче. Чем больше угловой диапазон перемещения маховых звеньев, тем большую скорость к моменту торможения они могут развить. Таким образом, воздействие их на ОЦМТ спортсмена оказывается более существенным.

Широкий мах руками назад (разгибание в плечевом суставе) при отталкивании в прыжках на лыжах с трамплина значительно увеличивает возникающую при этом подъемную силу и дальность прыжка. Это весьма наглядно демонстрирует выдающийся прыгун, лидер сезона 2001/2002 поляк Адам Малыш.

Особенности и функции суставов в спортивной деятельности

При большом размахе сгибания выпрямленной ноги в тазобедренном суставе и сильном прогибании туловища (позвоночника) выполнение махового сальто не представляет для гимнаста особых трудностей. Сильнейшие гимнасты рационально используют возможности широкого маха в рискованных ситуациях. Например, выполняя то же сальто на бревне, гимнастки снижают до минимума безопорную фазу. Толчковая нога до самого последнего момента не теряет контакта с опорой (рис. 6). Маховая нога тормозится в положении крайнего разгибания в непосредственной близости к опоре. Такая техника требует весьма высокого размаха противоположно направленных движений бедер в тазобедренных суставах. В результате риск потери равновесия на бревне уменьшается.

Минимизация безопорной фазы в маховом сальто на бревне

5.    Обеспечение эффективного передвижения в жидкой среде. Продвижение тела спортсмена в воде при плавании зависит от характерного положения важнейших гребущих звеньев — стопы и кисти. Чем более строго гребущие поверхности обращены назад в момент гребка, тем больше вперед, по ходу движения, направлена реакция жидкой опоры.

Естественно, что любой вид спорта включает не одно, а несколько или даже множество разнообразных по характеру движений. Например, в легкой атлетике такое разнообразие видов упражнений, что все вместе они представляют собой своеобразную энциклопедию движений. При этом одна группа движений предъявляет к суставам особые требования, другая довольствуется вполне ординарными параметрами. Отдельные суставы часто лимитируют эффективность всей двигательной структуры упражнения. В других видах спорта эти же суставы функционируют примерно так же, как у человека, не занимающегося спортом. Поэтомулюбая классификация видов спорта по отношению к функции суставов весьма затруднена и, очевидно, весьма условна. Тем не менее при творческом использовании она может обеспечить специалисту существенную дополнительную информацию.