Вы здесь

Эксплуатация монтажных, грузоподъемных машин и механизмов

Общие требования к безопасной эксплуатации

Важность мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации строительных машин, в первую очередь монтажных и грузоподъемных, обусловлена многочисленностью их типов и конструкций и разнообразием применения на механомонтажных и общестроительных работах. Ежегодный прирост объемов работ влечет за собой прирост парка строительных машин. Их номенклатура расширяется по нескольким направлениям: увеличение числа машин большой мощности и грузоподъемности; разработка универсальных машин многоцелевого назначения на основе отдельных унифицированных агрегатных узлов; разработка и выпуск машин для работ, выполняемых пока вручную.

В перспективе в области технического перевооружения строительства достаточно реальным становится создание машин, управляемых на расстоянии.

Увеличение веса и габаритов монтируемых деталей оборудования и элементов конструкций резко повысило требования к мероприятиям по улучшению условий работы, а также обеспечению безопасности труда машинистов и безаварийной работы машин. В то же время, статистика показывает достаточно высокий процент несчастных случаев при эксплуатации строительных машин, в частности, грузоподъемных и монтажных. Общие требования к безопасной эксплуатации монтажных, грузоподъемных машин и механизмов определены СНиП «Техника безопасности в строительстве» (ССБТ); СНиП  «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы». Ответственность за соблюдение требований безопасности при применении машин распределена следующим образом: за техническое состояние машин и средств защиты отвечает организация, на балансе которой они находятся; за проведение обучения и инструктажа по технике безопасности работников, ведущих монтаж, отвечает организация, в штате которой состоят эти работники; за соблюдение требований безопасности при выполнении рабочих процессов, — организация, которая выполняет эти работы.

Меры безопасности при складировании оборудования

Обеспечение безопасности работ начинается с подготовки к ним. Объем и содержание подготовительных мероприятий могут быть достаточно сложными. Прежде всего разрабатывается, утверждается и передается монтажной организации вся проектно-сметная документация, необходимая для производства предстоящих механомонтажных работ. Одновременно с этим с целью сокращения общего срока работ целесообразно вести подготовку на площадках, выделенных для объектов монтажа. Подготовительный период включает: сооружение (или выделение из существующих) временных подъездных путей для обслуживания монтажной зоны, временных производственных и бытовых зданий и сооружений; прокладку временных или постоянных магистралей для подачи электроэнергии — силовой и для освещения, воды, сжатого воздуха и, при необходимости, других горючих газов, нужных для производства работ и будущей эксплуатации объекта. Проектом может быть также предусмотрено возведение строительных конструкций зданий и сооружений (например, при расширении объекта), а также фундаментов для оборудования, подлежащего установке.



При необходимости производства механомонтажных работ на территории действующего предприятия или цеха (например, при его реконструкции или расширении) заказчик, генеральный подрядчик и субподрядные организации, если таковые привлекаются, должны оформить специальный акт — допуск по установленной форме, служащий разрешением на производстве работ. В этом документе перечисляются мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности работ. При этом необходимо соблюдать правила безопасности к технической эксплуатации, установленные для предприятия, на котором будут производиться работы, учитывать их условия и отразить их в производственной документации, прежде всего в ППР, согласованном с администрацией предприятия и утвержденном. В таких случаях зону производства монтажа нужно максимально изолировать от действующего производства. Если такое разделение невозможно, разрабатывают специальный план с включением дополнительных мероприятий, в частности, организации специальной охраны, размещения в отдельных местах защитных устройств (например, у проводов, находящихся под напряжением, аппаратов, с которыми возможен недопустимый контакт и т.п.). Должны быть указаны конкретные исполнители отдельных операций и представители действующего предприятия, выделенные для согласования возможных вопросов.

Руководство монтажной организации должно из числа инженерно-технических работников назначить приказом ответственных: за обеспечение исправного состояния грузоподъемных машин; за безопасное производство механомонтажных работ (в каждой смене, если их несколько в течение суток); за осуществление надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Эти лица обязаны знать СНиП «Техника безопасности в строительстве» изучить инструкции для машиниста грузоподъемного крана и стропальщика.

Любой самоходный стреловой кран — башенный, гусеничный или пневмоколесный разрешается эксплуатировать, если он полностью оборудован приборами безопасности: ограничителем грузоподъемности, высоты подъема крюка, указателем наклона стрелы, указателем скорости ветра (анемометром), звуковым сигнальным прибором и светильником для освещения рабочей зоны крана. Ежедневно у любого крана необходимо проверять исправность ограничителя грузоподъемности путем подъема контрольного груза; у автомобильных кранов и кранов на спецшасси кроме того, исправность выносных опор (аутригеров); у башенных кранов — состояние подкрановых путей. При работе крана около откоса котлована необходимо уточнить минимальное безопасное расстояние между рельсом кранового пути башенного крана, а также расстояние гусеницы гусеничного крана и ската пневмоколесного крана до верхней кромки откоса котлована (это расстояние зависит от грунта, в котором вырыт котлован). По концам кранового пути башенного крана устанавливают упоры, а при работе самоходного крана с выносными опорами по ним должны быть уложены прочные подкладки. Изменять величину вылета крюка с подвешенным к нему грузом допускается только при непрерывном контроле, в соответствии с показаниями грузовой характеристики. При поворотах крана находиться кому бы то ни было на поворотной части его запрещено.

Между лицом, непосредственно руководящим работами, и машинистом крана должен быть установлен порядок обмена условными сигналами; сигнал «стоп» должен быть выполнен независимо от того, кто его подал. При сильном ветре башенный кран закрепляют противоугонными приспособлениями. Перед началом работы должен быть проверен расчетом коэффициент грузовой устойчивости крана при самом невыгодном положении стрелы с грузом, с учетом уклона пути, если таковой имеет место. Статическое испытание грузоподъемной машины производят нагрузкой, на 25% превышающей ее наибольшую паспортную грузоподъемность. Динамическое испытание — подъем и опускание груза проводят с грузом, превышающим паспортную грузоподъемность на 10%. Домкраты испытывают нагрузкой, превышающей паспортную не менее чем на 25%; испытанию подвергают новые домкраты и вышедшие из капитального ремонта.