Вы здесь

Монтаж оборудования металлургических производств

Меры безопасности при кладке и монтаже оборудования коксовых батарей

Современные коксовые батареи производительностью 1 млн. т кокса в год состоят обычно из 65...77 камер коксования, в которых происходит процесс коксования угольной шихты. Камера коксования, выкладываемая из огнеупорного кирпича (динасового или шамотного), по высоте делится на 5 зон.

При кладке коксовых батарей основными материалами являются огнеупорный кирпич и раствор из мер-тельного порошка. Эти материалы содержат двуокись кремния, частицы которой при постоянном вдыхании могут привести к тяжелому заболеванию легких — силикозу. При приготовлении растворов, механической обработке кирпича, его погрузке, транспортировке и разгрузке, во время кладки образуется пыль, борьба с которой необходима для создания безвредных условий труда. Основные меры борьбы с пылью: механизация и автоматизация операций с кирпичом и раствором, максимальная герметизация оборудования, устройство местной вытяжной вентиляции для отсоса пыли в местах ее возникновения, увлажнение, уборка помещений и рабочих мест. В помещениях, где проводятся работы с огнеупорным кирпичом и мертельными растворами, не реже 2 раз в месяц проверяют запыленность воздуха. Эту проверку осуществляют общественные инспекторы по технике безопасности и инспекторы санэпидемстанций.

Необходимо проводить предварительные и периодические медицинские осмотры всех рабочих и инженерно-технических работников, занятых на работах с кирпичом и растворами.

На складе огнеупоров, куда поступают вагоны с кирпичом, операции по его разгрузке, транспортировке и погрузке механизируют, используя мостовой кран склада, автопогрузчики и поддоны, на которые укладывают кирпич. Применять для механизации транспортных операций ленточные конвейеры не рекомендуется, так как при этом увеличивается бой кирпича.

Поступивший на склад кирпич сортируют — удаляют битый и бракованный, после чего комплектуют по зонам кладки, о которых говорилось выше. Внутри каждой зоны кирпич комплектуют на поддонах по конструктивным элементам с обязательной перестилкой рядов кирпича прокладочным картоном. Эта работа связана с двойной и тройной перекладкой кирпича до отгрузки к месту кладки, которую механизировать в условиях склада практически невозможно. Поэтому во время сортировки и комплектации кирпича необходимо работать с применением индивидуальных средств защиты (касок, пылезащитных очков, респираторов, повязок — фильтров типа «лепесток») и в спецодежде. Помещение склада необходимо содержать в чистоте, мусор и упаковочный материал перед уборкой увлажнять, а пыль с полов и поддонов смывать водой; причем поддоны следует очищать от пыли вне склада. Отбракованный и битый кирпич убирают в специальные места. Уборку склада производят ежедневно.

Важным средством улучшения условий труда рабочих, занятых приготовлением раствора для кладки кирпича, является механизация и автоматизация работ по приемке мертелей, приготовлению и выдаче раствора. С этой целью сооружают механизированные растворные узлы с контейнерными складами мертелей, на которые подают железнодорожные платформы с загруженными контейнерами. Все процессы приготовления раствора, начиная с разгрузки контейнеров и кончая выдачей готового раствора, полностью механизированы. Управляет этими процессами оператор с пульта управления. Пульт управления устанавливают в специальном помещении, отделенном от машинного зала герметичной застекленной перегородкой, через которую оператор наблюдает за ходом приготовления раствора. Один оператор обслуживает три растворосмесителя. Все оборудование, по которому перемещается мертель (приемные воронки, дозаторы, растворосмесители), а также стыки тщательно герметизируют. Так же, как и помещение склада огнеупоров, помещение растворного узла систематически очищают от пыли и остатков разлитого раствора.

Тепляк

Для предохранения огнеупорной кладки коксовой батареи от атмосферных воздействий (дождя, мороза), а также для удобства кладки и монтажа конструкций и оборудования сооружают временное отапливаемое здание — тепляк (рис. 26), внутри которого ведут эти работы. Каркас тепляка состоит из колонн и решетчатых ригелей — ферм. Колонны коксовой стороны соединены с ригелями шарнирно, а колонны машинной стороны — жестко. Длина тепляка ТКБШ-20 для строительства коксовых батарей с 65 камерами объемом 41,6 м3 — 96,1 м3. Для перемещения рабочих вдоль кладки, перехода на рабочие места огнеупорщиков, а также для выполнения отделочных работ на кладке по всей длине тепляка изнутри с обеих сторон к колоннам крепят стеллажи с ограждениями высотой не менее 1,1 м и бортовыми досками высотой не менее 0,15 м.

Для перехода со стеллажей на подмости устанавливают инвентарные мостики с перилами. В торцах тепляка устанавливают лестницы с перилами, по которым рабочие поднимаются на стеллажи. Не разрешается подниматься на стеллажи и спускаться с них по металлоконструкциям тепляка и выступам кладки.

Для подачи огнеупоров, раствора и других материалов на рабочее место огнеупорщиков, а также для выполнения работ по монтажу оборудования в тепляке устанавливают 4 кран-балки грузоподъемностью 5 т.

В соответствии с требованиями электробезопасности все металлоконструкции тепляка, а также корпусы электрооборудования заземляют; силовую и осветительную проводки надежно изолируют.

Меры безопасности при монтаже конвейеров



С целью создания безопасных условий труда подачу кирпича со склада огнеупоров и раствора из растворного узла максимально механизируют: кирпич транспортируют на поддонах автопогрузчиками (при расстояниях до 500 м) или автотранспортом (при расстояниях свыше 500 м), а раствор — в специальных контейнерах в зону действия кран-балки тепляка. Внутри тепляка поддоны и контейнеры поднимают и перемещают к рабочим местам кладчиков кран-балками тепляка над верхним стеллажом в вечернюю и ночную смены. Передвижение кран-балок должно сопровождаться непрерывными звуковыми сигналами. Находиться под поддоном с кирпичом или контейнером с раствором не разрешается. Запрещается перевозить огнеупоры и раствор кран-балками тепляка в рабочую смену кладки. Как правило, огнеупорные работы (кладка) выполняют в первую смену, а во вторую и третью смены производят заготовку всех огнеупоров и материалов на рабочих местах в количестве, обеспечивающем нормальную работу первой смены. В период подготовки к огнеупорной кладке все проемы и отверстия в боровах батареи, а также тоннель газопровода перекрывают щитами. Во избежание деформации кладки поддоны с кирпичом и ящики с раствором устанавливать на простенки можно не ранее чем через 3 ч после окончания кладки. Запрещается установка грузов на простенки в наклонном положении или раскачивающимися.

Зазор между стеллажами тепляка и кладкой закрывают досками, чтобы предотвратить падение кирпича, инструмента, мусора. Простенок, на котором устанавливают поддоны с кирпичом, перекрывают щитами. Газовые и загрузочные люки закрывают щитами или крышками. По окончании кладки дюзового простенка сразу устанавливают на место чугунные люки.

Тепляк — это закрытое помещение, внутри которого ведутся работы с огнеупорным кирпичом и мертельным раствором. Необходимо организовать работы так, чтобы выделение пыли, вредной для здоровья людей, было минимальным и чтобы пыль систематически удалялась с рабочих мест огнеупорщиков, с кладки и стеллажей тепляка. Так, механическую обработку (теску, резку, шлифовку или притирку) огнеупорного кирпича можно проводить только в специальных помещениях, удаленных от тепляка и обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, на специальных станках, снабженных пылеотсасывающим устройством. В процессе кладки, после снятия кирпича с поддона перестилочный картон необходимо осторожно, без встряхивания укладывать в металлический ящик для удаления упаковочных материалов; не следует опрокидывать щиты и поддоны. Удаление пыли, мусора, остатков упаковки со стеллажей, подмостей, щитов производят ежедневно, предварительно увлажнив их и собрав в металлические контейнеры, которые с помощью кран-балки опускают на поддоны и вывозят автопогрузчиками. Окончательно стеллажи и подмости очищают струей воды из рукава.

Пыль и мусор с поддонов удаляют также струей воды вне тепляка. Пыль и остатки высохших растворов удаляют из газовоздушных каналов в кладке батареи и со стен кладки при помощи специальной установки для уборки пыли. Установка состоит из двух вакуум-насосных агрегатов, фильтрующего бункера, коллектора и трубопроводов, соединяющих их между собой. Оба насосных агрегата подключены параллельно к бункеру, который трубопроводом соединен с коллектором. Один из насосных агрегатов — резервный; он включается в работу при выходе из строя основного, а также в том случае, если один агрегат не может обеспечить отсос пыли из всех каналов, которые в данный момент необходимо чистить. В бункере осаждаются отсасываемые пыль и частицы раствора. Фильтры бункера — самовстряхивающиеся, сменные. Скопившаяся пыль и частицы раствора удаляются периодически через люк бункера в ящик для пыли. Насосные агрегаты с насосами ВВН 1-25-00-01 помещаются в будках, установленных на санях, вне тепляка. Коллектор при помощи кронштейнов крепится к колоннам тепляка с уклоном от концов батареи к средней ее части и имеет 18 штуцеров для подключения рукавов, через которые отсасываются пыль и частицы раствора. Помимо отсоса пыли и мелкого мусора из каналов в кладке, установку можно использовать также для уборки стеллажей тепляка. Главный результат использования описанной установки — улучшение санитарных условий труда рабочих: запыленность воздуха снижается в 2,5 раза по сравнению с применением для очистки промышленных пылесосов; значительно уменьшается шум, возникающий при работе пылесосов; на 30 % снижается трудоемкость очистки за счет исключения таких операций, как очистка и ремонт пылесосов, а также перемещение их от мест временного хранения на рабочие места и обратно.

Для обеспечения пожарной безопасности тепляк снабжают огнетушителями, песком, водой, необходимым пожарным инвентарем. Подъезды к тепляку всегда должны быть свободными. Сварочные и газорезательные работы в тепляке можно производить только с разрешения пожарной охраны.

Сложными и ответственными являются работы по предрастопочному монтажу оборудования и металлоконструкций батареи, которые ведутся в стесненных условиях внутри тепляка. При совмещении окончания огнеупорных работ с началом предрастопочного монтажа должен быть предварительно разработан порядок производства совмещенных работ с соответствующим инструктажом рабочих звеньев огнеупорщиков и монтажных бригад.

Бронеплиты и рамы штабелируют отдельно, не более чем в 4 ряда по высоте; анкерные колонны — не более чем в 3 ряда с установкой между рядами деревянных прокладок толщиной не менее 60 мм (по 3 прокладки в ряд), первый ряд также укладывают на прокладки. До начала монтажа проверяют состояние кладки, и, в первую очередь, в тех местах, где должны быть установлены крупногабаритные и тяжеловесные конструкции; брони, анкерные колонны, дверные рамы, металлоконструкции обслуживающих площадок. При установке в проектное положение конструкции освобождают от стропов на крюках кран-балок только после закрепления: броней — распорками, анкерных колонн — хомутами, дверных рам — Т-образными болтами. Деревянные распорки, служащие для временного закрепления установленных конструкций (например, броней), можно удалять только после надежного двухстороннего закрепления их временными стяжками. К концу каждой рабочей смены на всех смонтированных конструкциях должны быть установлены и надежно закреплены временные стяжки.

Для подъема на конечную площадку коксовой батареи и площадки коксовых машин необходимо установить постоянные лестницы с перилами. Лестницы и ограждения необходимо устанавливать одновременно с монтажом металлоконструкций обслуживающих площадок.

Зонт коксонаправляющей двересъемной машины разрешается устанавливать только после монтажа ее верхней опоры.

Если работы выполняют вблизи троллеев, находящихся под напряжением, необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к ним каким-либо предметом, находящимся в руках. Троллеи действующих машин в местах сборки новых машин должны быть тщательно ограждены специальными устройствами. На время подъема отдельных блоков машин вблизи троллей, находящихся под напряжением, эти троллеи обесточивают. Также обесточивают троллеи, находящиеся вблизи обслуживающих площадок при сборке и установке этих площадок. Нельзя применять оттяжки из стальных канатов или проволоки при подъеме груза вблизи троллей, находящихся под напряжением. В этом случае следует пользоваться оттяжками из пеньковых канатов.

При строительстве на одной площадке двух или более коксовых батарей тепляк не демонтируют, чтобы вновь смонтировать его на новом месте, а передвигают на место сооружения следующей батареи. Это дает возможность на 15 дн. сократить время и повысить безопасность работ по монтажу тепляка. Передвижка тепляка — сложная операция, требует выполнения ряда мероприятий, обеспечивающих безаварийное производство работ, и осуществляется по специальному ППР под руководством ответственного за производство работ по передвижке, назначенного приказом по строительно-монтажному управлению. Перед началом передвижки тщательно проверяют все узлы и болтовые соединения конструкций тепляка, наличие проектных связей в основании колонн и крепление обшивки стен. Проверяют правильность укладки и закрепления опор и рельсов накаточного пути, который должен быть строго горизонтальным, без перекосов или выступов на стыках рельсов, а также правильность укладки и закрепления направляющих путей. В местах установки якорей проверяют наличие проектных опор, установку башмаков, приварку упоров. На рельсах накаточных путей (на боковой поверхности) с машинной и коксовой сторон яркой краской наносят деления через каждые 100 мм, которые служат для контроля синхронности движения обеих сторон тепляка. Накаточные пути и опорные плоскости колонн тщательно смазывают солидолом. Сначала тепляк с помощью полиспастов и лебедок сдвигают на 0,3...0,6 м, после чего передвижку приостанавливают, осматривают узлы и болтовые соединения конструкций тепляка, крепление обшивки, такелажную оснастку, лебедки, якори, накаточные пути, стыки рельсов. Обнаруженные дефекты устраняют, после чего передвижку продолжают. В процессе передвижки необходимо внимательно следить за состоянием накаточных и направляющих путей, такелажной оснастки, за вертикальным положением колонн тепляка (по отвесам), за тем, чтобы ни одна из его сторон не опережала другую более, чем на 100 мм. Устранять какие-либо неполадки во время движения тепляка запрещается. При остановке передвижки на продолжительное время во избежание случайного включения рубильников и сдвига тепляка необходимо отсоединить электропроводку от рубильников к лебедкам. На участке электропроводки, идущей к лебедкам, устанавливают дополнительный рубильник, отключающий питание электроприводов обеих лебедок одновременно.

Во время передвижки людям, не связанным с ней, находиться на расстоянии до 25 м от тепляка, а также внутри тепляка запрещается. По окончании передвижки вновь тщательно обследуют состояние передвинутых конструкций.