Вы здесь

Монтаж оборудования самоходными стреловыми кранами

Общие требования к самоходным стреловым кранам

За последние годы оснащенность строительно-монтажных организаций самоходными стреловыми кранами сильно возросла и поэтому очень важно обеспечить безопасную безаварийную работу таких кранов и безопасные условия труда монтажников.

Разрешается использовать на монтажных работах только технически исправные самоходные стреловые краны, имеющие паспорт и инвентарный номер и прошедшие осмотр и техническое освидетельствование под руководством инжнерно-технического работника, ответственного за их безопасную эксплуатацию.

В настоящее время больше внимания уделяется применению технических средств, обеспечивающих надежную защиту монтажных кранов от аварий и безопасность ведения монтажных работ.

В результате многолетнего опыта эксплуатации, а также анализа причин аварий самоходных стреловых кранов выявлены следующие основные параметры, определяющие условия безопасной работы кранов: грузовой момент при работе с различным стреловым оснащением, с выносными опорами или без них и при различных вылетах крюка; максимальная высота подъема крюка; минимальный вылет крюка (высота подъема стрелы); угол наклона крана и угол наклона площадки; сила ветра; угол отклонения грузового полиспаста от плоскости стрелы; несущая способность основания под краном; маятниковые колебания грузов при больших длинах стрелового и башенно-стрелового оборудования во время подъема груза с земли; приближение стрелового оборудования кранов к токонесущим проводам ЛЭП.

Меры безопасности при газовой сварке и резке

Важнейший параметр — грузовой момент стрелового крана. Правильная оценка его величины и исключение возможности подъема краном опасного по грузовому моменту груза являются основным условием, предотвращающим опрокидывание крана. Поэтому на каждом стреловом кране должны быть установлены маркированные и опломбированные автоматические ограничители грузового момента (грузоподъемности), способные прекращать движение стрелы и подъем груза при превышении массы последнего более чем на 10 % допустимой по характеристике грузоподъемности. После срабатывания ограничителя груз может быть только опущен.

На практике часто неизвестно точное значение массы монтируемого аппарата или другого оборудования. При использовании кранов на предельных значениях грузовой характеристики в целях исключения перегрузки рекомендуется предварительно взвешивать груз с помощью крана через динамометры растяжения типа ДПУ.



По правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов на самоходных стреловых кранах также должны быть установлены:

  • 1) ограничители высоты подъема крюка и минимального вылета крюка (высоты подъема стрелы), представляющие собой конечные электрические выключатели, на которые действуют специальные рычаги, укрепленный на подвижном блоке грузового полиспаста и на стреле. После остановки механизма выключателем груз можно только опустить;
  • 2) автоматические указатели грузоподъемности на различных длинах стрел и вылетах крюка, хорошо видимые крановщиком из кабины;
  • 3) креномеры-указатели, предупреждающие крановщика о превышении угла наклона крана к горизонту в любом направлении.

Для этого рекомендуется указатель шарикового типа УНШ-1, который может быть установлен в кабине самоходного крана любой грузоподъемности. При его отсутствии для контроля горизонтальности при установке крана можно использовать указатель угла наклона в виде отвеса, закрепленного на кабине крана с наружной стороны. Главная особенность такого отвеса заключается в том, что диаметр кольца, внутри которого проходит отвес, выбирается таким, чтобы при предельно допустимом угле наклона крана (3°) отвес не касался внутренней поверхности кольца. Соприкосновение отвеса с кольцом наблюдается визуально.

Электрогазосварочные работы

Одна из наиболее частых причин аварий стреловых кранов — отклонение грузовых полиспастов от плоскости подвеса стрелы, приводящее при превышении допустимого угла отклонения от вертикали к падению крана, или поломке стрелы. Ввиду этого при работе кранов, особенно в сложных условиях, необходимо контролировать величину угла отклонения полиспаста. С этой целью на нижней плоскости стрелы, перпендикулярной плоскости ее подвеса, следует нанести яркой краской осевую линию стрелы толщиной 15...30 мм. На нижней плоскости перпендикулярно осевой линии на расстоянии не менее 300 см от оголовка стрелы необходимо установить рейку, также окрашенную в яркий цвет и на ней по обе стороны от осевой линии сделать отметки, показывающие отклонение полиспаста от плоскости подъема стрелы на угол 1; 2 и 3.

Тяжелые травмы такелажников, работающих с кранами, связаны с опасным приближением и особенно касанием стрелы или грузового полиспаста крана линий электропередач (ЛЭП). Поэтому стреловые самоходные краны должны быть снабжены приборами, автоматически включающими звуковой или звуковой и световой сигналы оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением электрическим сетям или ЛЭП. Одним из таких приборов является устройство электробезопасности УСОН-электростоп, подающее звуковые сигналы и автоматически останавливающее механизмы крана при опасном приближении к проводам воздушных ЛЭП. Наименьшее расстояние срабатывания сигнализации и блокировки зависит от напряжения ЛЭП и находится в пределах 10...30 м от ЛЭП (подача звукового сигнала) и 3...7 м от ЛЭП (остановка механизмов крана).

Приборы должны устанавливаться на краны по мере их получения.