Вы здесь

Монтаж технологического подъемно-транспортного оборудования

Меры безопасности при монтаже мостовых кранов

Мостовые краны являются одним из основных технологических подъемно-транспортных средств, применяемых для подъема и опускания грузов и транспортировки их на значительное расстояние. Их устанавливают на покрановых рельсовых путях внутри промышленных и складских зданий и на открытых площадках на специальных крановых эстакадах.

Мостовые краны в зависимости от их массы и габаритов, а также от имеющихся грузоподъемных средств монтируют в собранном виде или отдельными монтажными блоками (узлами). Монтируют мостовые краны с помощью самоходных стреловых кранов, монтажных мачт или бескрановым (безмачтовым) методом. При выборе способа монтажа также учитывают высоту подкрановых путей, строительную готовность зданий и другие местные условия.

Монтаж самоходными стреловыми кранами применяют при наличии в здании монтажного проема и путей Для прохода крана в зону монтажа, при монтаже мостовых кранов на открытых площадках, при использований специальных проектных решений (выносных опор, продлении подкрановых путей за торец цеха, установки их на монтажную эстакаду и др.).



Применение мачт и полиспастов с электрическими лебедками ограничено из-за большой трудоемкости их установки и демонтажа — 30...40 % общих трудозатрат на монтаж крана.

Монтаж безмачтовым (бескрановым) методом осуществляют с помощью полиспастов, подвешенных к монтажным балкам, устанавливаемым на фермах перекрытий здания, или с помощью полиспастов, крепящихся к специальным подъемникам, устанавливаемым на подкрановые балки. Этот метод применяют тогда, когда строительные конструкции перекрытия здания могут воспринимать дополнительные нагрузки, возникающие при монтаже.

Мостовые краны, особенно большой грузоподъемности или специальные, монтируют по ППР, в которых предусматриваются основные мероприятия по безопасному ведению работ и созданию соответствующих условий труда.

Работы по монтажу мостовых кранов, как правило, совмещают со строительными работами или ведут в условиях действующих цехов. Технология этих работ должна обеспечивать их безопасное выполнение. Травматизм возникает там, где нарушают нормальный технологический процесс и допускают приемы работ, не обеспечивающие безопасность работающих.

Для уменьшения трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется узлы крана подавать непосредственно к месту его подъема. Для подачи лучше всего использовать платформы, передвигающиеся по железнодорожным путям, входящим в цех. Можно также перемещать оборудование на санях при помощи трактора или полиспастов и лебедок. При наличии достаточных грузоподъемных средств наиболее рационально и безопасно поднимать кран в собранном виде с тележкой или без нее. С этой целью на монтажной площадке производят укрупнительную сборку узлов крана. Исходя из условий безопасной работы, все операции по очистке деталей и механизмов от ржавчины, а также по возможности большинство слесарно-сборочных работ необходимо выполнять внизу, а на высоте ограничиться только выполнением минимального числа сборочных операций.

Чтобы сократить на высоте число подготовительных операций, внизу тщательно осматривают места сопряжения ферм и балок.

Если мост крана собирают внизу полностью, особое внимание уделяют точности сборки. При этом необходимо убедиться в отсутствии перекоса моста и в правильности установки ходовых колес. Несоблюдение этого требования затруднит работу на высоте и может вызвать необходимость повторной трудоемкой работы по подъему крана.

К подъему мостового крана приступают только после того, как выверены и приняты подкрановые пути. Некачественное выполнение подкрановых путей в процессе эксплуатации может послужить причиной аварии или неудовлетворительной работы крана. Установка крана допускается только на законченном монтажом участке подкрановых путей с надежно закрепленными рельсами, длина которых должна не менее чем в 2 раза превышать длину базы крана.

Подъем и установка мостовых кранов на подкрановые пути — наиболее трудоемкая и ответственная операция в процессе монтажа. Поэтому для создания безопасных условий работы должен быть выполнен ряд мероприятий по их обеспечению.

Независимо от принятого способа подъема крана одной из основных операций является строповка его узлов. Правильная строповка обеспечивает безопасность работы и поэтому ее производят опытные монтажники под руководством бригадира. Вид строповки зависит от массы узла крана и способа его подъема.

Способы строповки

Способы строповки полумостов и тележек крана показаны на рис. 22.

При подъеме тележки ее стропят за балки рамы так, чтобы ветви стропа не повредили оборудование. Во избежание аварий не разрешается производить строповку за барабаны, редукторы и другие механизмы, установленные на тележке. При подъеме тележки вместе с мостом крана необходимо надежно закрепить ее, чтобы она во время подъема не упала.

Если во время подъема мостовой кран принял неправильное положение, его опускают и перестроповывают. Иногда в этом случае пытаются восстановить равновесие крана при помощи оттяжек. Делать этого нельзя во избежание нечастного случая из-за обрыва канатов вследствие неравномерного их нагружения. После поднятия моста кран устанавливают на подкрановые пути.

Меры безопасности при монтаже оборудования самоходными кранами со специальными стреловыми устройствами

При установке поднятых узлов и конструкций крана на высоте монтажники-верхолазы часто находятся в очень стесненных и неудобных для работы местах. Верхолазы должны работать в нескользящей обуви, удобной для работы одежде и с применением предохранительного пояса, закрепленного за леер, туго натянутый вдоль подкрановых балок. Рабочие, находящиеся наверху и наводящие устанавливаемую конструкцию, должны работать в таком положении, при котором случайное раскачивание конструкции и толчки не смогли бы их сбить.

На подкрановые пути рабочие должны подниматься по приставным лестницам с площадками, закрепленными с помощью хомутов к колоннам. Подъем рабочих по колоннам, раскосам конструкций и спуск их по канатам полиспастов, вант категорически запрещается.

Стыковку концевых балок мостов кранов на высоте производят со специальных люлек, навешиваемых на балки при сборке на земле.



При установке крана на действующие подкрановые пути работать на подкрановых балках можно только тогда, когда крановые троллеи в зоне монтажа обесточены, а рубильник, включающий троллей, закрыт на замок или охраняется. Для предотвращения заезда действующих кранов в зону монтажа на границе зоны на подкрановых путях должны быть установлены временные упоры. Очень важно, чтобы рабочие, производящие монтаж крана, установленного на подкрановые пути, соблюдали все требования техники безопасности при работе на высоте. Кроме того, не допускается передвигать мост крана или тележку вместе с находящимися на них рабочими.

Важным мероприятием с точки зрения техники безопасности является опробование механизмов крана, которое производят только после того, как оборудование полностью собрано, проверено качество всех выполненных работ, произведена смазка всех механизмов, регулировка и вращение их от руки, а также установка ограждений движущихся частей.

Для опробования крана в троллеи подается ток. Поэтому заранее проводят все необходимые мероприятия по обеспечению электробезопасности.

В настоящее время наиболее распространен монтаж мостовых кранов с помощью самоходных стреловых кранов. При этом методе снижается трудоемкость работ и создаются наиболее благоприятные условия для их безопасного выполнения.

Схемы подъема полумоста и тележки

Монтаж производят одним или двумя стреловыми кранами. Так как подстреловое пространство при минимальных вылетах крюков стрел этих кранов невелико, то при применении одного стрелового крана подъем мостового крана разбивают на три этапа: подъем и установка первого полумоста, подъем и установка второго полумоста; подъем и установка тележки (рис. 23).

Поднимать одним краном полностью собранный мост мостового крана нельзя, так как ширина моста крана в сборе больше расстояния, необходимого для того, чтобы половина моста могла разместиться в промежутке между грузовым блоком кранового полиспаста и его стрелой. Наличие у кранов типа МКГ гуська также не позволяет поднимать собранный мост крана, а гуськи больших размеров не имеют достаточной грузоподъемности.

При наличии двух стреловых кранов можно монтировать кран в собранном виде с установленной тележкой. Этот метод наиболее эффективен. При использовании двух кранов необходимо, чтобы их характеристики были близки одна к другой, благодаря чему обеспечивается более равномерный подъем. При одновременном использовании для подъема двух монтажных кранов и при строповке крюков непосредственно за груз без уравнительной траверсы необходимо тщательно следить за положением груза во время подъема, не допуская перекосов его вследствие опережения или отставания одного из кранов.

Места крепления стропов должны находиться ближе к плоскости, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза, при равных расстояниях их от центра тяжести.

В целях увеличения грузоподъемности монтажных стреловых кранов применяют краны с маневренными расчаленными стрелами, что позволяет почти вдвое увеличить их паспортную грузоподъемность. Этот метод монтажа является современным и прогрессивным также и с точки зрения обеспечения безопасных условий труда; поэтому его следует широко внедрять.

Эффективность использования монтажных кранов значительно возрастает при применении двух кранов со стрелами, соединенными ригелем. Такой способ позволяет применять более длинные стрелы и повышать грузоподъемность крана в 2 раза. Например, грузоподъемность крана СКГ-100 (КС-8161) со стрелой 30 м — 30 т, а со стрелой 40 м и ригелем — 60 т. При монтаже кранов на высоких отметках (28...30 м) этот метод особенно эффективен, так как подготовительные работы по сравнению с другими методами очень невелики, а переоборудование крана несложно. При подъеме полумостов крана монтажные краны устанавливают по оси цеха, а полумосты монтируемого мостового крана — под некоторым углом к ней е тем, чтобы обеспечить проход поднимаемого полумоста между подкрановыми балками первого яруса. Полумосты укладывают один на другой, что позволяет в последующем поднимать второй полумост, не меняя расположения монтажных кранов.

Схема безмачтового монтажа мостового крана с помощью монтажной балки, установленной на две фермы и на две вспомогательные балки

Безмачтовый (бескрановый) метод применяют при подъеме мостовых кранов в основном большой грузоподъемности, устанавливаемых на подкрановых путях на высоких отметках (на 2-м ярусе), когда монтаж при помощи самоходных кранов невозможен. Подъем осуществляют при помощи электролебедок и полиспастов, подвешенных к монтажной балке, устанавливаемой на стропильных фермах (рис. 24). При производстве работ этим методом в целях их безопасного выполнения необходимо: установить балки на более мощные и менее загруженные фермы; нагрузки на строительные конструкции согласовать с проектной и строительной организациями; усилить нагружаемые элементы конструкций, согласовав способ усиления с автором проекта каркаса здания; принять под монтаж каркас с установленными ветровыми связями колонн и вертикальными связями ферм и не менее чем двумя смонтированными пролетами подкрановых балок; предотвратить снеговые нагрузки в районе установки монтажной балки (три пролета); осмотреть все сварные, заклепочные и болтовые соединения ферм, на которые устанавливается монтажная балка.

Наиболее рациональное место установки монтажных балок — температурные швы промышленных зданий, так как стропильные фермы в температурных швах имеют некоторый запас прочности и в большинстве случаев не требуют усиления. Для опирания балки на строительную ферму предусматривают специальные столики, создающие горизонтальную опорную полость.



Монтажные балки изготовляют, как правило, из двутавровых балок, соединенных накладками из полосы и усиленных ребрами в месте установки трубы под полиспаст. По условиям безопасности монтажную балку перед установкой испытывают нагрузкой, на 25 % превышающей расчетную.

До установки монтажной балки и усиления ферм сооружают леса и подмости, с которых монтажники могут безопасно выполнять все необходимые работы. Затем устанавливают приставные монтажные лестницы и натягивают предохранительные канаты вдоль подкрановых путей и по фермам на высоте 1,3 м.

Перед началом подъема испытывают строительные конструкции здания путем трехкратного подъема и опускания груза на высоту 200...300 мм с выдержкой его в течение 10...15 мин в поднятом состоянии. Во время этого испытания осматривают такелажную оснастку, обращая особое внимание на то, чтобы канат, идущий на лебедку, не касался строительных конструкций. При помощи монтажной балки подъем производят только вертикально. Оттяжка поднимаемого груза не разрешается.

Установка мостовых кранов безмачтовым методом дает значительный экономический эффект по сравнению с установкой их при помощи мачт. Однако применение этого метода не всегда возможно, так как до сего времени не решен вопрос об установке в цеховых пролетах двух усиленных ферм, к которым можно было бы приложить монтажные нагрузки при подъеме мостовых кранов. Поэтому краны монтируют с помощью мачт несмотря на большую трудоемкость этого способа. Монтажные мачты применяют в следующих случаях: отсутствуют краны необходимой грузоподъемности; большая высота подкрановых путей не позволяет использовать имеющиеся строительные краны; к строительным конструкциям цеха (к колоннам и фермам) нельзя приложить монтажные нагрузки; предстоит установка единичных кранов.

Существует несколько способов использования мачт. Основные из них: подъем моста крана или моста в сборе с тележкой выше подкрановых путей с последующим разворотом и установкой его на подкрановые пути; подъем моста в наклонном положении («рыбкой») с оттягиванием в сторону для возможности прохода подкрановых путей; монтаж при помощи двух мачт.

Перед установкой проверяют высоту мачты, которая должна соответствовать отметкам установки моста крана и его тележки с таким расчетом, чтобы полиспасты могли свободно работать. Исходя из условий безопасности, не разрешается наращивать мачты в процессе монтажа.

При раскреплении мачты растяжками их располагают так, чтобы не задевать за острые углы конструкций или оборудования. Во время подъема следят за состоянием растяжек и их креплений, особенно за исправностью закрепления нижней части мачты, так как от этого зависит ее устойчивость.