Вы здесь

Погрузочно-разгрузочные, транспортные работы и складирование оборудования, конструкций и трубопроводов

Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах

Обеспечение безопасности людей при погрузке отправляемого на монтаж оборудования на транспортные средства для доставки на монтажную площадку, а затем к месту установки и разгрузка его являются ответственными операциями в комплексе мероприятий по предупреждению травматизма. Из числа инженерно-технических работников приказом по монтажной организации назначаются лица, ответственные за исправное состояние грузоподъемных машин и осуществляющие надзор за безопасностью их эксплуатации.

В ППР, на строительном генеральном плане необходимо разместить разгрузочные и складские площадки внутри построенных дорог и объектов монтажа так, чтобы максимально сократить трудоемкость перемещения прибывающих грузов от места выгрузки на монтажной площадке до места установки. Если на объекте монтажа необходимое оснащение бывает обычно подготовлено, то в пунктах погрузки и разгрузки (или перегрузки со средств железнодорожного или водного транспорта на безрельсовый транспорт) обеспечение безопасности производства погрузочно-разгрузочных работ часто бывает затруднено. Поэтому, подготовляя площадку для проведения погрузочно-разгрузочных работ, следует подробно ознакомиться с данными прибывающего оборудования — его габаритами, массой и характерными особенностями. Иногда оборудование, предназначенное для установки на объекте строительства, имеет большие габариты и массу; в других случаях перед подъемом и установкой в проектное положение стремятся к его возможному укреплению с целью сокращения трудоемкости и сроков монтажных работ. Если в проектной документации это не предусмотрено, необходимо перед началом работ уточнить не только массу и габариты отдельных монтируемых узлов, но и очередность их прибытия на площадку и выбрать необходимые средства строповки и подъема. Строповку следует выполнять в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора.

Основные требования безопасности к погрузочно-разгрузочным работам и транспортированию оборудования и трубопроводов содержатся в ГОСТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» (ССБТ), СНиП и в СНиП «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы». Необходимо также учитывать указания технической документации предприятий — изготовителей оборудования и трубопроводов.

Производственное освещение

Механизация погрузочно-разгрузочных работ обязательна при грузах весом более 0,5 кН и при подъеме на> высоту, превышающую 3 м. Поэтому для снижения трудоемкости и сроков работ, для обеспечения их безопасности помимо грузоподъемного оборудования, которым обычно является кран или автопогрузчик, применяют так называемые средства малой механизации (роликовые ломы и тележки, домкраты, тали, блоки, и т.д.), а также контейнеризацию и пакетирование.

Для погрузочно-разгрузочных работ должна быть подготовлена площадка с уклоном не более 5° для отвода воды; при продолжительности работ более года на площадке необходимо устроить искусственное покрытие — асфальтовое, бетонное или щебеночное. Эта площадка наносится на стройгенплан. Расположение ее выбирают так, чтобы по возможности избежать перегрузочных операций во время работ. Важно также предусмотреть пути для маневрирования транспортных средств. При расположении площадки около железнодорожного пути длина фронта разгрузки определяется необходимым числом одновременно подаваемых вагонов. Выгрузка прибывшего оборудования с рельсового транспорта имеет свои особенности. Сцепка или расцепка вагонов на разгрузочных путях разрешена только рабочим, прошедшим специальное обучение и имеющим соответствующее удостоверение. Расстояние между расцепленными вагонами должно быть не менее 10 м; перемещать отдельные вагоны вручную допускается только в том случае, если уклон пути не превышает 2 %. Приступать к разгрузке вагона можно только после установки под скаты с обеих сторон колеса специальных тормозных башмаков. Открывать дверь вагона рабочий должен, находясь только со стороны направления открывания двери, а закрывать дверь — толкая ее от себя.

Инвентарь, применяемый при разгрузке железнодорожных вагонов

Погрузочно-разгрузочная площадка у железнодорожного пути должна иметь высоту над головкой рельса 1,1 м и ширину не менее 2,5 м. В случае отсутствия специальной площадки используют сходни с уклоном не более 1 :3 из досок толщиной не менее 6 см с поперечными планками и захватными крючьями, которые зацепляют за дверной рельс вагона (рис. 4). Если такие сходни используют на высоту более 2 м, они должны иметь перила и бортовые доски. Все канаты и веревки, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ, должны быть проверены; имеющие поврежденные волокна, пряди или сращенные после обрыва применять запрещено.

При перемещении оборудования по наклонному скату необходимо применять тормозную лебедку (рис. 5).



Перемещение оборудования при разгрузке

Если грузовые автомобили будут иметь прицепы, это должно быть учтено.

Для регулирования движения транспортных средств в необходимых местах устанавливают соответствующие надписи и знаки и соблюдают требования безопасности, установленные для каждого вида транспорта. Строповка грузов должна производиться при помощи инвентарных стропов; при невозможности использования инвентарного оснащения необходимо применять оснащение, выполненное по специальному проекту для данного оборудования. При любых способах строповки недопустимо изменение положения перевозимого груза, а при перемещении его — удары и толчки. Установка и укладка оборудования на транспортные средства должна исключать его перемещение в процессе перевозки. Должны быть учтены высота и ширина габаритных очертаний проездов под мостами, эстакадами и в туннелях. При загрузке экскаваторами или кранами автомобилей, используемых для перевозки, запрещается находиться в кабине автомашины, не защищенной козырьком. Недопустима также разгрузка транспортных средств, находящихся на эстакаде, не имеющей отбойных брусьев. При погрузке и разгрузке при помощи стрелового крана крановщик должен следить за отсутствием людей в радиусе действия крана. При использовании выносных опор (аутригеров) под них необходимо уложить подкладки из шпал или брусьев так, чтобы при работе опора не могла соскользнуть с подкладки.

Строповку оборудования, узлов трубопроводов и других материалов нужно производить только за предусмотренные для этого устройства или в местах, указанных предприятием-изготовителем или грузоотправителем.

При разгрузке оборудования на строительно-монтажной площадке целесообразно использовать имеющееся там грузоподъемное и подъемно-транспортное оборудование, в частности, используемое на монтажных работах, при условии соблюдения изложенных выше требований. Если после доставки на монтаж оборудования необходимо его дополнительное укрупнение или перемещение в пределах площадки, это должно быть учтено в ППР, на стройгенплане. Важно также учесть дополнительные нагрузки на строительные конструкции, которые могут возникнуть при перемещении оборудования и трубопроводов или в результате подвески такелажных средств, применяемых при этом. Возможность и допустимость возникновения таких нагрузок должна быть в каждом случае письменно согласована с проектной и строительной организациями.

Схемы укладки стальных конструкций

Элементы оборудования укладывают или устанавливают на деревянные подкладки сечением 10х15...15х20 см в зависимости от веса (рис. 6). Стальные трубы укладывают в штабели высотой 1,2...2 м с прокладками между каждым рядом и упорами, предупреждающими раскатывание. Чугунные трубы укладывают в штабели высотой до 1 м. Металлический прокат (уголки, швеллеры, двутавровые балки и листовую сталь) хранят в штабелях высотой до 1,5 м. Мелкие детали площадью 0,1... 0,25 м2 укладывают в штабели высотой до 0,5 м, а площадью до 0,1 м2 хранят на стеллажах и транспортируют в контейнерах. В каждом штабеле или на стеллаже размещают трубы или прокатные профили одной марки и размеров.

Обеспечение электробезопасности на монтажной площадке

Балки, швеллеры и уголки в соседних по высоте рядах нужно укладывать вперевязку для большей устойчивости всего штабеля. Ширина проездов между штабелями принимается с учетом габарита транспортных средств. Толщина прокладок между рядами штабелей обусловливает величину зазора, принимаемую с учетом размеров захватного приспособления, при помощи которого из штабеля будут брать хранящиеся материалы. Мелкие детали, например фланцы, укладывают столбиками высотой не более 0,7 м для предупреждения обрушения.